Этика семейных отношений

 

          Семья начинается с любви двоих – любви, целью которой является не эгоистическое удовлетворение, а радость, основанная на радости другого человека, когда любящий испытывает счастье, доставляя удовольствие любимому или уменьшая, прекращая его страдания. Такая способность любить прямо зависит от способности к сопереживанию от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умения заботиться о нем, знать, что это и есть твое счастье, и не думать о вознаграждении.

Когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, они меньше всего думают о том, насколько подходят друг другу. Но постепенно выясняется, что в совместной жизни многое зависит ни только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой культуры партнеров.

 

 Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через нравственные качества супругов, свидетельствующие об их любви: доброту, заботу о близком человеке, ответственность за него, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются и «обречены» быть вместе люди совершенно разные – из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами.

 

Психологическая культура наряду с определенными моральными качествами способствует формированию и совершенствованию гармоничных отношений между супругами в процессе их общения. Психологическая культура требует: не ломая и не «перевоспитывая» друг друга, уважать индивидуальность другого и приспосабливаться друг к другу в различных семейных ситуациях. Сексуальная культура супругов предполагает наличие чувственного влечения, уважение и понимание желаний партнера умение и готовность удовлетворить их, психологическую раскрепощенность и доверие в интимные моменты.

 

Бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах семейных конфликтов заключается не в том, что их не должно быть (это не реально), а в том, чтобы правильно, этической точки зрения, воспринимать их и достойно выходи из них, для чего необходимы знания о причинах их возникновения правилах поведения в их рамках и путях выхода из конфликтов.

 

Основные причины семейных конфликтов

· Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;

· неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами);

· несовместимость интересов и потребностей;

· разные позиции по отношению к воспитанию ребенка;

· наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;

· отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и др.

· общая психологическая усталость отношений (разная потребность супругов в эмоциях)

· бытовые и денежные проблемы

· исчерпание целевых установок брака (в пожилом возрасте супругов. когда дети выросли)

       Однако мало знать причины конфликтов, важно научить правильному поведению во время них. Для этого необходимо соблюдать следующие правила культуры спора.

          Не стремитесь к победе, ибо твоя победа – это поражение любимого человека. Гораздо ценнее и благоприятнее для семьи будет изменение цели конфликта – не доказать в споре свою правоту, а убедить супруга не совершать больше поступка, вызвавшего конфликт.

Сохранять уважение к супругу в семейном споре; даже в минуты обиды, ревности, злости помнить: ведь еще недавно это был самый дорогой для вас человек.

               Иметь «короткую память» на семейные ссоры и обиды: чем скорее забывается все плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. Поэтому категорически запрещается: упоминать о причинах ссоры, которые уже разобраны и выяснены; накапливать обиды, «грехи», ошибки; затаивать обиду и долго носить ее в себе. В некоторых ситуациях, когда конфликт может быть воспринят особенно остро, обиду стоит вообще простить.

 

          Уметь вовремя и честно спросить себя – и честно ответить: что на самом деле представляет для тебя высшую ценность? Пересаленный суп или сохранение семейного мира? И тогда выяснится, что создавшаяся ситуация – только ничтожный повод для раздражения, который самим супругам назавтра может показаться смешными. 

 

         Не приносить в молодую семью привычки из прошлой жизни и проявляйте терпимость к привычкам другого. Помните: привычки формируют годами, и избавиться от них довольно сложно. Учиться правильно делать друг другу замечания, не унижая достоинство человека. Критические замечания, даже если они справедливы, мог быть высказаны лишь с глазу на глаз. В суть ссоры не должны быть посвящены третьи лица (родные или друзья). Тем более, что постоянная критика супруга ведет к психологическому дискомфорту, к эмоциональным срыва отчуждению, разрушает супружеский контакт.

 

    1. Психология личности.

     Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.

     Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера. Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

     Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

     2. Роль семьи в воспитании личности.

     Важнейшая задача семьи -формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

     Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

    

1. Психология межличностных отношений.

     Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

     Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.

     Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

    

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.

     Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность  и т. д.

     Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

     Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

     Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.

     Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

    

3. Культура воздержания.

     Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.

     Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.

     Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.

    

4. О товариществе и дружбе.

     Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

     Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.

    

5. Любовь как высшее человеческое чувство.

     Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.

     Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

     Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.

     Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.

     Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

     Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

 

     Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

 


Write a comment

Comments: 1
  • #1

    Дионис (Thursday, 29 December 2016 10:16)

    Просто набор тезисов, порой даже не связанных друг с другом. Что за статья?!